Логические основы создания текста-рассуждения композиционная стройность и связность. Логические основы создания текста-рассуждения композиционная стройность и связность Композиция и виды доказательств в рассуждении

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому из которых выставляется оценка «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить «зачёт» по сочинению, надо получить «зачёт» по первому и еще хотя бы двум критериям. При трёх и более незачётах или незачёте по первому критерию («соответствие теме») сочинение в целом оценивается «незачётом» и подлежит пересдаче (в феврале и в мае будут назначены пересдачи).
1 Соответствие теме
Этот критерий самый важный: если по нему ставится «незачет», сочинение сразу оценивается так же.
Под соответствием теме понимается следующее: выпускник должен понять формулировку темы и написать свои рассуждения именно по той проблеме, которая в формулировке предложена.
Наиболее частые ошибки связаны с невнимательностью (не говоря о слабом владении русским языком, вследствие чего учащийся мог просто не понять написанное) или с торопливостью.
В первом случае выпускник не обращает внимания на формулировку темы, ограничившись осознанием лишь отдельных слов. Например, тема «Устарело ли понятие чести?» воспринимается учеником как «что-то о чести» или «что-то о старых словах» и раскрывается соответственно, то есть не в соответствии с темой.
Во втором случае выпускник хватается за тему, которая кажется ему похожей на ту, которую он разбирал на подготовке, начинает с энтузиазмом писать, а свою ошибку замечает лишь тогда, когда исправлять что-то уже поздно, приходится сдавать что есть: авось прокатит.
На выбор темы стоит потратить достаточно времени, чтобы внимательно обдумать их все и сделать выбор, опираясь на свои интересы и свои же знания подходящих аргументов из литературы. Выбрав тему, необходимо обдумать все слова, входящие в ее формулировку: лишних слов в формулировке темы не бывает! Уверены, что все поняли правильно, - составьте план, чтобы удостовериться, что у вас хватит материала на 350 слов - именно столько желательно написать.
2 Аргументация
К этому критерию выпускники обычно оказываются готовы. Они понимают, что аргументы необходимы, и используют заготовки в своей работе.
Однако оценивается не просто наличие упоминания какого-то произведения - ссылка на литературный материал должна быть аргументом, то есть доказывать что-то! Например, по вышеназванной теме («Устарело ли понятие чести?») можно использовать в качестве аргумента повесть В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» (мать защитила честь своей дочери, поруганную обнаглевшим рыночным торговцем - значит, и в наши дни понятие чести актуально), а «Капитанская дочка» не подходит, ведь действие в романе происходит в 18 веке, а не в наши дни!
3 Композиция и логика рассуждения
Композиция - это построение сочинения (тезис, аргументы, вывод или итог), а логика - последовательный ход мысли. Чтобы по этому критерию получить зачет, надо всего лишь набросать план. Не надо придумывать красивых названий для пунктов - просто пометить для себя, о чем будет говориться в каждом из абзацев. И посматривать на план в процессе работы, чтобы подвести рассуждения к переходу на следующую микротему.
Если с плавными переходами проблема, подготовьте несколько фраз-связок. Например, «однако в этом вопросе можно усмотреть и другой аспект» или что-то в этом духе.
Здесь же учитываются логические ошибки. Например, выпускник уверяет, что понятие чести в наши дни тоже актуально, потому что многие люди помогают бездомным животным - при чем тут честь? Ясно, что это рассуждение содержит ошибку.
4 Качество письменной речи
Здесь оценивается речь выпускника (точная, образная - или, напротив, бедная, неразвитая. Учитываются также речевые ошибки.
В первом случае ничего не поделаешь: если книжек не читал, выразительную речь взять неоткуда. А что касается речевых ошибок, то их можно избежать, если не использовать слов, в смысле и особенностях употребления которых не уверен.
Речевые ошибки - это употребление слов в неправильном значении или не с теми предлогами, например: «тенденция к равнодушию вполне близка к повсеместному явлению». Слова красивые, но фраза в целом бессмысленная.
Сюда же относятся неоправданные повторы и необоснованное употребление экспрессивной лексики: «Люблю стишата Пушкина», «зачинщик всех добрых дел», «плеяда злобных помещиков» и тому подобное.
Однако «незачёт» по данному критерию получить довольно трудно: надо написать так косноязычно, чтобы было даже непонятно, о чем идет речь!
5 Грамотность
Критерий, оценивающий орфографические (в буквах: ривалюцыя, Отечистеная Война и проч.), пунктуационные (в знаках препинания) и грамматические (в сочетании слов: «в знаменитейшими произведениях», «благодаря усилий» и т.п.) ошибки.
Для получения «незачета» по этому критерию надо сделать более 5 любых ошибок на 100 слов. Многим с успехом удается намного превзойти это количество. Можно что-то подправить, если будет время, воспользовавшись орфографическим словарем (это разрешено на сочинении), можно использовать несложные синтаксические конструкции, чтобы избежать пунктуационных ошибок, и не выбирать слова, с которыми вам трудно справиться в грамматическом отношении.
Некоторым помогает увидеть свои ошибки немного странный приём: советуют прочесть сочинение по словам с конца к началу.
И главное: как бы ни было лень, сочинение надо обязательно прочитать по слогам перед сдачей. Хотя бы глупые ошибки («жызн») и описки исправите!

На сайтах Минобрнауки России и Рособрнадзора размещены Критерии оценивания итогового сочинения для школ, которые утверждены Рособрнадзором после одобрения Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:

  1. Соответствие теме;
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала;
  3. Композиция и логика рассуждения;
  4. Качество письменной речи;
  5. Грамотность.

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Согласно документу для получения оценки «зачет» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачет» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» хотя бы по одному из критериев № 3-№ 5. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня — по одной теме на каждое общее тематическое направление.

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Оценивание по критериям осуществляется следующим образом:

Критерий № 1 «Соответствие теме» нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь еѐ раскрытия, например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.

Если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла, то ставится «Незачет».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала » нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, то ставится «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть, то выпускник получит «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи» нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения, ставится «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 5 «Грамотность» позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Таким образом, «Незачет» за сочинение в целом можно получить в любом из следующих случаев:

  1. Если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.
  2. Если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  3. Если:
  • грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть;
  • низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения;
  • грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов.

4.Если объем текста сочинения менее 250 слов.

5.Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет.

Напомним, что для выпускников 2015 года написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. К сдаче ЕГЭ и ГВЭ будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».

Итоговое изложение вместо сочинения вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.

По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать и выпускники прошлых лет (в 2015 г.), чтобы представить его результаты в вузы.

Итоговое сочинение (изложение) в этом году выпускники будут писать в среду 3 декабря 2014 года в своих школах.

Инструктивные материалы Рособрнадзора для образовательных организаций:

  • Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций , реализующих образовательные программы среднего общего образования;
  • Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения);
  • Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения);
  • Организационный и технический регламенты проведения итогового сочинения (изложения).

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.

Итоговое сочинение проверяется по 5 критериям:

  • соответствие теме;
  • аргументация,
  • привлечение литературного материала;
  • композиция;
  • качество речи;
  • грамотность.

Критерии №1 и №2 являются основными.
. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№6).
. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

 Если сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за такую работу ставится «незачет».
 Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём

Критерий №1
Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2
Аргументация. Привлечение литературного материала

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3
Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №4
Качество письменной речи

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5
Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Как соответствовать требованиям и критериям?

В 2015 году к привычным уже пяти критериям добавились два требования, с которых мы и начнем разговор. Первое требование - объем работы. Сочинение должно содержать не менее 250 слов. В случае, если слов меньше, эксперт поставит «незачет». Казалось бы, это не так много, но у некоторых выпускников это требование вызывает серьезные опасения. Как быть? Работать, работать и еще раз работать. Пишите каждый день, отдельно уделяя внимание вступлению и заключению. Запаситесь шаблонными фразами, многие из которых объёмны сами по себе и могут добавить «веса» вашему сочинению. Подсчитывайте слова в каждой из своих работ, постарайтесь точно знать, сколько слов содержит одна рукописная страница или один средний абзац вашего текста, сделайте вывод, сколько страниц должно оказаться в работе, чтобы она соответствовала данному требованию. И не сдавайтесь! Три - четыре репетиционные работы, написанные самостоятельно, и это требование перестанет вызывать у вас опасения.

Кстати, о самостоятельности. Именно она и составляет основной смысл второго требования к итоговому сочинению. Что это значит? Списывание ни в каком виде не допускается! Если вы нашли на просторах Интернета одно или даже несколько сочинений, подходящих по тематическим направлениям, и собираетесь просто заучить их наизусть или каким-то чудом собираетесь списать сочинение у сердобольного одноклассника прямо второго декабря, вас ждет поражение. Это требование подразумевает, что эксперт в случае, если ему удастся доказать факт списывания, поставит работе «незачет». Будьте внимательны! Конечно, вы можете ознакомиться с чужими работами и взять что-то из них на вооружение, но позаботьтесь о том, чтобы чужие мысли были высказаны вашими словами - сделайте «рерайт». Кстати, писать сочинение, высказывать собственные мысли - на самом деле интересное и увлекательное занятие. Попробуйте, и, может быть, всякое желание списать у вас пропадет уже после первой попытки!

Переходим к критериям. Первый из них - соответствие теме . Это один из двух главных критериев проверки вашей работы. Если по первому критерию сочинение получает незачет, незачет выставляется и всему сочинению. У каких сочинений есть шанс этот незачет заработать? Как раз у тех самых, которые были подготовлены и заучены заранее. А еще «незачета» могут удостоиться те участники итогового сочинения, которые недостаточно внимательно прочитали формулировку темы сочинения. Или просто забыли о ней - начинали писать об одном, но потом увлеклись, и мысль ушла совсем в другую сторону. Как же обезопасить себя? Когда будете писать сочинение, постоянно думайте о выбранной теме. Напишите план. Подумайте, какой аспект темы вы будете описывать во вступлении, как будет меняться ваша мысль от абзаца к абзацу в основной части, как эта тема зазвучит в конце вашего сочинения. Не бойтесь употребить формулировку темы или ее часть в своей работе несколько раз, особенно во вступлении и заключении. Итак, четкий план, тема сочинения всегда «в фокусе» - и «зачет» по первому из пяти критериев вам обеспечен. Теперь поговорим о том, как набрать максимум баллов за критерий №1. Два балла выставляется в том случае, если рассуждение учащегося было достаточно глубоким и убедительным, то есть, ему удалось избежать поверхностного рассуждения и удалось проникнуть в самую суть темы. Это не так сложно, как кажется. Выбирайте тему, которая действительно трогает вас, сформулируйте свое мнение, можете даже записать его отдельно. Подумайте, каким именно образом вы будете выражать его в сочинении. Возможно, в самом начале вы зададите себе вопрос, на который будете последовательно отвечать, с каждым абзацем излагая новые детали своего отношения к теме. Возможно, напротив, сразу выскажете собственное мнение, а потом будете последовательно доказывать собственную мысль. Выбирайте любой путь и не забывайте быть убедительными. В этом залог успеха!

И, кстати, увлекаясь собственными мыслями, не забудьте о привлечении литературного материала. Это критерий №2, соблюдение которого также является обязательным. Вы можете как угодно глубоко раскрыть выбранную тему, но если опираться в своих рассуждениях на литературный материал вы не станете, вас ждет проигрыш! Основой… повторимся, обратим внимание, выделим курсивом… Основой вашего сочинения должно стать одно или несколько из произведений русской или мировой литературы по вашему собственному выбору. Почему мы выделяем слово «основа» и пытаемся обратить на него ваше внимание? Потому что недостаточно будет, например, создавая текст на тему «О как убийственно мы любим», один раз упомянуть стихотворение Маяковского «Лиличке» или отделаться фразой в духе «все великие писатели мира хоть раз обращались в своем творчестве к такой важной теме как любовь», а далее удариться в рассуждения о сокрушительной силе любви и получить зачет по второму критерию. Литературные произведения не просто должны упоминаться в вашем сочинении, они должны стать основой, фундаментом всего вашего рассуждения. Для этого выбирайте те произведения, которые знаете действительно хорошо, любите и понимаете, те, на которые действительно сможете «опереться». Это не обязательно объемные «Война и мир» или «Тихий Дон». Маленькой «Судьбы человека» достаточно для того, чтобы создать хорошее сочинение по любому из пяти направлений. Кстати, опасайтесь фактических ошибок: за них может быть «срезан» балл.

Выдыхаем! Первые два критерия, несоблюдение которых приведёт к «незачету», остались позади. Но высокий балл за сочинение еще никому не помешал, поэтому продолжим. Критерий №3. Композиция и логика рассуждения . Какие части должны быть в сочинении? Вы помните три волшебных слова: вступление, основная часть, заключение. Казалось бы, ничего сложного. На деле учителя постоянно сталкиваются с работами, на девяносто процентов состоящих, скажем, из одного только введения или с совершенно внезапно возникшими в середине сочинения мыслями, появления которых не предвещало абсолютно ничего, будто их «вырвали» из какой-то другой работы. Как быть? Всего два правила помогут вам избавиться от проблем с композицией. Во первых, используйте формулу «вступление + заключение = одна треть всего текста» , во-вторых, не забывайте писать план и придерживаться его, не допуская «внезапных» отступлений.

Идем дальше. Перед нами критерий № 4 - качество письменной речи . Здесь речь идет о том, насколько хорошо вы владеете словом. Богатство и разнообразие языка, соответствие выбранному стилю речи, использование разнообразных грамматических конструкций, уместное и грамотное употребление терминов - вот из чего складывается максимальный балл за качество речи. Конечно, за две недели существенно качество речи повысить невозможно, но постарайтесь практиковаться как можно больше, советуйтесь с учителями, репетиторами, хорошо пишущими одноклассниками, и, возможно, даже в краткий срок вам удастся добиться неплохого результата.

Пятый критерий - грамотность. Много о ней мы говорить не будем. Надеемся только, что вы уже в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и больших проблем с тем, чтобы соблюсти орфографические и пунктуационные нормы, у вас не будет. Только один маленький совет: если вы не уверены в том, как пишется слово, подберите синоним, не вызывающий опасений. Задумываетесь над постановкой знака препинания? Измените конструкцию предложения! И скажем спасибо тем, кто для нас придумал итоговое сочинение, а не итоговый диктант!

О.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург

При проверке сочинений по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения» в центре внимания эксперта должно быть соблюдение учеником требований макро-уровня, связанных с общей структурой работы, реализацией ее крупных частей, и требований микро-уровня, относящихся к умению логично развивать мысль от тезиса к тезису, аргументировать ее, соблюдать логические связи в тексте.

Для написания итогового сочинения ученик может выбрать разные жанры, и этим выбором будет обусловлено использование той или иной композиционной стратегии. Однако подавляющее большинство выпускников предпочитает сочинение-рассуждение, что во многом задано формулировками тем, нацеливающими на размышление над морально-этическими, нравственно-психологическими, мировоззренческими вопросами. Кроме того, композиция сочинения-рассуждения хорошо знакома учащимся. Анализ итоговых сочинений 2015/16 учебного года показал, что трехчастная структура рассуждения вполне освоена школьниками, в большей части работ легко вычленяются вступление, основная часть и заключение. В определенной степени учащимся помогает в этом опыт подготовки к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку и написания сочинений по литературе. Если в сочинении есть хотя бы минимальный коммуникативный замысел, то в нем присутствуют первые две части указанной триады, в сильных работах – все части: во вступлении ставится проблема, основная часть представляет собой тезисы (утверждения) и аргументы, приводимые в их доказательство, в заключении содержатся выводы, ответ на вопрос, сформулированный в начале.

Рассмотрим пример работы, удачной и интересной с точки зрения композиции.

Тема: «Мой дом – моя крепость?»

«Мой дом – моя крепость» – говорит народная мудрость. Но что подразумевается под этим? И всегда ли это так? Крепость – это надежное, защищенное место, в котором человек может укрыться от непогоды, врагов, неудач и переживаний, почувствовать себя в безопасности. Что значит для него его дом, является ли он для него крепостью?

В петербургской квартире Обломова, героя одноименного романа Гончарова, царил беспорядок; но ни сам он, ни его слуга не озаботились созданием уюта. Этот дом отражает привычки хозяина, не любящего лишних движений и усилий. Но, хотя герой и проводил в нем охотно бОльшую часть времени, по-моему, этот дом не был для него крепостью. Тем более в начале романа перед ним встает проблема переезда не по своей воле. Настоящей крепостью для Ильи Ильича был лишь тот дом, где он провел детство, в окружении всеобщей любви и заботы, где сложились его представления о сказочном изобилии, о радостях барственной праздности. С этим домом он сохранял тесную связь, только там он мог почувствовать себя совсем свободно, раскрепощенно. Этот дом снится ему, когда он ищет покоя и хочет спрятаться от тревоги (переезда и письма старосты). Этот дом он невольно хочет повторить во взрослом состоянии и находит некое ему подобие у Пшеницыной, потому что там многое происходит так, как ему нужно для покоя и отдыха.

Человек пытается обрести дом, стремится к нему. В "Тихом Доне" показана любовь Мелеховых к своему дому. Быт, налаженный матерью Петра и Григория, поддерживается их женами. Строгий взгляд на жизнь, привычка все делать своим трудом, чувство собственного достоинства восприняты сыновьями от Пантелея Прокофьевича. Традиции, вековые устои и порядок жизни, взятый у предков, придают этому дому особую прочность, надежность. С домом у героев связано представление о главных жизненных ценностях. Григорий уходит из дома на службу, на войну, уезжает из него, чтобы создать семью с Аксиньей. И все равно с радостью и душевным трепетом возвращались в итоге в свою "крепость".

Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" описывает жизнь нескольких семей, на примере которых выражается авторская позиция, отношение к идеалу домашнего очага. Одна из них – семья Ростовых. Атмосфера дома, по мнению писателя, определяет подход к жизни, мнения и судьбы героев. Дом Ростовых опирается на русские традиции: сердечность и гостеприимство. Там царит мир и согласие, искренность и доверие, уважение и взаимопонимание. Николай, Петя и Наташа чувствуют себя как в крепости, защищенными от всех бед и невзгод. Крепость в данном случае – это не защита от врагов, им не надо ни от кого защищаться, но это такое место, где можно быть искренним и не бояться этого. Они унаследовали от родителей способность к соучастию и сопереживанию, честность и чувство достоинства. Доброта и открытость Ростовых распространяется не только на членов своей семьи, но и на окружающих людей. Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, был поражен укладом семьи, естественностью и жизнерадостностью Наташи. Впечатленный, он сам заражается постепенно этим желание жить с радостью.

Я думаю, что дом – это самое важное в нашей жизни. Настоящий дом должен ощущаться человеком как его крепость. Он должен быть таким, но происходит это не всегда. Крепостью для человека дом является тогда, когда он чувствует себя в нем спокойно, беззаботно и защищенно, как Илья Ильич – в родной Обломовке. Когда в нем сосредоточено и сохранено все главное, что человек считает наиболее ценным в жизни, и это дает ему неизменную опору в любых жизненных невзгодах, как Григорию Мелехову. Дом будет крепостью только тогда, когда в нем царит любовь и взаимопонимание между близкими, и это делает сильнее душой всех членов семьи. Если дом дает нам поддержка в жизни, является верной опорой, такой дом - наша крепость.

Вступление начинается с цитирования пословицы и таким образом актуализируется констатирующая часть темы («Мой дом – моя крепость »). Затем выпускник формулирует вопросы, позволяющие вычленить заданный в теме ракурс анализа («И всегда ли это так?»), и приводит толкование слова «крепость» – ключевого слова темы. Вступление завершается формулировкой проблемы. Такое построение вступления соответствует канону и создает предпосылки для написания логичной, стройной работы.

В основной части на первом месте оказываются тексты литературных произведений, на примере которых автор сочинения рассматривает разные грани проблемы и делает свои выводы. Такой способ построения рассуждения, ориентированный на несколько (более двух) литературных примеров и свидетельствующий о начитанности выпускника, прежде всего реализует принцип текстоцентричности сочинения. Он характерен для работ мотивированных выпускников с выраженной филологической направленностью интересов.

Заключение выполняет функцию развернутого обобщения. В данном случае оно включает в себя выводы по каждому аргументу и стягивает их в единый итог – ответ обучающегося на вопрос проблемы, сформулированный в конце вступления. Заключение несколько превосходит вступление по объему, что в приведенной работе совершенно оправданно и успешно реализовано. Однако в ряде случаев заключение, требующее глубоких обобщений, может оказаться более уязвимым, чем другие части сочинения, именно с точки зрения полноты охвата материала и далеко не всегда бывает удачным даже в хороших работах.

Более типичными являются сочинения, в которых на первый план выведено собственное рассуждение ученика, подкрепляемое обращением к литературному материалу, а не вырастающее из литературных примеров, как в предыдущем примере. В таких работах гармонично сочетаются требования метапредметности и текстоцентричности сочинения. В общем виде традиционная композиционная схема может быть описана так:

· вступление – несколько обобщающих фраз по теме сочинения на основе ключевого слова, изящный поворот к существу темы (ее вопросительной части) через вопрос, цитату, апелляцию к своему эмоциональному восприятию или личному опыту; возможно также указание на современность, актуальность, всеобщую значимость темы;

· основная часть – собственное размышление выпускника по сути темы и подкрепляющий его литературный аргумент, чаще два (попутно отметим, что далеко не всегда обращение к тексту литературного произведения может быть признано аргументом, даже если оно расположено в тексте работы в соответствии с требованиями композиции);

· заключение обычно бывает немногословным и по смыслу перекликается с темой сочинения и вступлением, обобщает сказанное в основной части.

Применение этой схемы на практике приводит к разным результатам.

С одной стороны, в соответствии с ней построены многие работы, свидетельствующие об умении ученика самостоятельно мыслить и аргументировать свои суждения. Опишем одну из таких работ и приведем наиболее показательные цитаты из нее.

Рассуждение — это тип речи, в котором указываются причины или следствия того или иного явления, положения.

Цель рассуждений — доказать истинность какого — либо положения (тезиса).

Основой рассуждения являются причинно-следственные отношения, доказательства.

В рассуждении выделяются тезисы и доказательства (аргументы).

Между тезисами и аргументами (доказательствами) устанавливаются и грамматические связи. Важно, чтобы в процессе доказательства выдвинутого тезиса аргументация соответствовала именно этому тезису, а не какому-либо другому.
Для грамматической связи часто используются

вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, наконец и т.д. В текстах-рассуждениях используются союзы: хотя, несмотря на, потому что, итак, так как и т.д.

Композиция и виды доказательств в рассуждении

  1. Зачин — сообщаются предварительные сведения о предмете;
  2. Основная часть: а) формулировка основного тезиса, б) разделение (при необходимости выделение частей рассуждения или подтезисов, в) изложение — последовательное доказательство тезиса (тезисов),
  3. Концовка (заключение) — вывод.

Виды доказательств

1) дедуктивные — от тезиса к доказательствам,

2) индуктивные — от примеров к тезису.

«Нет человека, который не любил бы родину»,

«Возможность однозначного толкования композиции в свое время прокомментировал Ю. Тынянов. «Беру на себя смелость утверждать, — писал он в работе «проблемы стихотворного языка», — что слово «композиция» в 9/10 случаев покрывает отношение к форме как статической» – Л.Кайда,

в) указание причин верности выдвинутого тезиса :

«Осень наступает в сентябре. Потому что именно тогда желтеют и начинают опадать листья».

г) приведение аналогии или сравнения:

«Сразу перестроить нашу экономику на рыночные отношения невозможно. Это все равно, что перейти с правостороннего движения на левостороннее».

4) косвенные — это доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса

«Терпимое отношение к человеку делает наши отношения с ним лучше. Допустим, что это не так. Тогда — чем больше мы будем делать человеку замечаний, чем больше поучать его и т.д., тем лучше будут наши отношения. Но это невозможно. Значит, верен наш первый тезис».

Наша презентация о рассуждении:

Нужно сказать, что чистые типы речи ( , рассуждение) встречаются не столь часто, обычно тексты представляют собой соединение всех типов речи; соединение это не механическое; переходы от одного типа текста к другому подчас определить очень сложно.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь