Занятия по развитию речевого дыхания у дошкольников. Упражнения для развития речевого дыхания. III.Формирование речевого дыхания

Основные (ключевые) понятия : диафрагмальное дыхание, фонационное дыхание, диафрагма, вдох, выдох, дыхательная опора.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, когда воздушная струя проходит через гортань с голосовыми складками, попадает в ротовую полость, где с помощью артикуляционных органов происходит образование соответствующего шума.

Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного физиологического дыхания. Отношение фазы вдоха к фазе выдоха при физиологическом дыхании по вре­мени колеблется от 1:1,1 до 1:2. При фонационном дыхании это соотношение составляет 1: 6-8.

Вне речи продолжительность выдоха и вдоха примерно одинакова. Таким образом, для речеобразования необходимо выработать сильную, направленную воздушную струю.

Развитие речевого дыхания осуществляется поэтапно:

I. Постановка диафрагмального типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

При диафрагмальном типе дыхания происходит полное расширение грудной клетки, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному, равномерному выдоху, незаметному для окружающих. Таким образом, диафрагмальное дыхание является наиболее глубоким, сильным, экономичным для производства речи.

Данный этап формирования дыхания заключается в выполнении комплекса физических упражнений. Различают статические и динамические упражнения. Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движе­ниями. Их цель - выработ­ка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобрете­ние навыков речевого диафрагмального типа дыхания с преимущественной трениров­кой удлиненного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игру на дет­ской дудке, свирели, губной гармонике (что развивает губную мускулатуру и оживляет кинестетические ощущения от выдоха).

Для автоматизации диафрагмального дыхания на фоне выдоха длительно произносятся гласные звуки (шепотом и громко), щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко), звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными, глухие взрывные согласные только в сочетании с гласны­ми в прямых слогах (шепотом и громко), звонкие взрывные согласные только в сочетании с глас­ными в прямых слогах. Таким образом, в сочетании артикуляционных и несложных дыхатель­ных упражнений формируются навыки речевого дыхания.

II. Дифференциация ротового и носового выдохов


Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и вы­дох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыха­тельный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыха­тельных мышц, особенно диафрагмы.

В результате выполнения упражнений на дифференциа­цию ротового и носового выдохов пациент учится ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Первый комплекс направлен на формирование фиксиро­ванного (плавного) выдоха через нос или рот, чередования ро­тового и носового выдохов. Фиксированный выдох необхо­дим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных зву­ков (ф, фь, в, вь, с, сь, з, зь, ш, ж, щ, й, х, хь

· Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

· Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох. Плавно выдохнуть через другую ноздрю. Попеременно закрывать и открыть ноздри.

· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос с голосом (м).

· Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть но­сом (рот не закрывать).

· Вдохнуть носом, плавно выдохнуть ртом (рот широко от­крыт) сначала без голоса, затем с голосом (а_______).

· Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомк­нутые губы (ф__________).

· Вдохнуть через нос, плавно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

· Вдох через нос, выдох - высунуть широкий язык, под­нять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Второй комплекс предназначен для формирования форси­рованного (толчкообразного) выдоха через нос или рот, чере­дования ротового и носового выдохов. Форсированный вы­дох необходим для произнесения взрывных (смычных) со­гласных звуков (п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь ). Пациенту предлагается выполнение следующих упражнений:

· Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками.

· Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежут­ки (ф! ф! ф!).

· Рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).

· Вдохнуть широко открытым ртом, толчкообразно выдохнуть носом (рот не закрывать).

· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообраз­но выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).

· Вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы
рта, сначала через правый, затем через левый.

· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толч­кообразно выдохнуть через «трубочку» (у! у! у!).

Третий комплекс направлен на формирование умения соче­тать фиксированный и форсированный выдохи. Это умение не­обходимо для произнесения аффрикат (ц, ч ) и групп согласных звуков разного способа образования (тс, пл, вр, тр, др и т.д.). Пациенту предлагается выполнение следующих упражнений:

· Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (ф! ф! ф_________________).

· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через «трубочку» с усилением в конце (У________у! у!).

· Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходящий в плавный выдох (у! У! У_________).

· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, удлиненно выдох­нуть через нос с усилением в конце с голосом (м______________ м! м!).

· Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (м! м! м______________).

· Губы в улыбке. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через рот с усилением в конце (с _______с! с!).

· Губы в улыбке. Вдохнуть носом, толчкообразно выдох­нуть, в конце переходя в плавный выдох (с! с! с___________).

· Вдохнуть носом. Длительно произносить звук [ш] с уси­лением в конце (ш_______ш! ш!).

· Вдохнуть носом. Кратко произносить звук [ш], удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш_________).

Главной особенностью работы над дыханием в этот пери­од является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артику­ляцией.

После статической дыхательной гимнастики выполняют­ся динамические дыхательные упражнения . Начинают тренировки с 30-45 секунд за прием, постепенно уве­личивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Упражнения выполняют 5-6 раз. В дальней­шем число тренировок может быть доведено до 3 раз в день по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Общеразвивающий комплекс дыхательных упражнений рекомендуется проводить в течение всего периода логопедической работы. Примеры упражнений:

Ныряльщики. Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» - присесть. Встать («вынырнуть») - выдох.

Паровоз. Руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая переменные движения руками и проговаривая на выдохе: «Чух-чух-чух».

Насос. И. п. стоя, ноги на ширине плеч. Смоделировать мыслен­но рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимать на нее, как будто накачивая шины. На выдохе произносить звук [с], или [ш], или [ф].

Лыжник. Встать в позу бегущего лыжника, отталкивающегося палка­ми. При каждом «отталкивании» делать попеременно вдох и выдох, произнося «ф-ф-ф».

Ежик. И. п. сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох при произнесении «ф-ф-ф». Выпрямить ноги - вдох. Поворачивать голову вправо - влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно вдохнуть через рот, произнося «п-ф-ф-ф».

Пильщики. Упражнение выполняется вдвоем, держась за руки крест-накрест. Правые руки - «пила», левые - «бревно». Первый из участников тянет на себя «пилу», произнося на плавном вы­дохе «з-з-з» (счет раз), второй берет «пилу» на себя - «с-с-с» (счет два). Пилить надо энергично, весело, не задерживая свою руку, когда второй участник берет «пилу» на себя. Дыхание должно быть равномерным, ритмичным: беря «пилу» на себя - выдох со звуком, отпуская ее - вдох.

Вежливый поклон. Подняться на носки, руки в стороны (вдох). Затем медлен­но склониться вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. На поклоне произносить растянутое на звуке [с] слово «здрасссссте». Следить, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо.

В работе с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста, можно использовать приемы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрель­никовой. Она способствует увеличению объе­ма вдоха и диафрагмального выдоха. При выполнении комп­лекса упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики динамические упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Каждое движение соответствует определен­ным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжи­мающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально ак­тивен, выдох - пассивен. В отличие от традиционной дыха­тельной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свобод­но через рот. Все упражнения делаются в определенном ритме.

Каждое упражнение выполняется 5-8 раз, после 3-5-секундного перерыва рекомендуется переходить к следующим уп­ражнениям. Продолжительность дыхательной гимнастики 5-6 мин. В начале цикла обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется по одному упраж­нению. Весь комплекс дыхательной гимнастики составляют одиннадцать упражнений:

1. Ладошки . И. п.: встать прямо, поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2. Поясок . И. п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы рук растопырить. На выдохе вернуться в и. п.

3. Поклон. И. п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вниз, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем, плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в и. п.

4. Кошка. И. п.: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в и. п. Повторить 8 раз.

5. Обними плечи. И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в и. п.

6. Большой маятник. И. п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться к полу, руки опустить к коленям - шумный вдох. Сразу без остановки слегка откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, еще один вдох. Выдох осуществляется пассивно между двумя вдохами-движениями. Вернуться в и. п.

7. Повороты головы. И. п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, сделать короткий вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.

8. Ушки. И. п.: встать прямо, Смотреть перед собой. Слегка наклонить голову вправо к плечу - короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево - тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается.

9. Малый маятник . И. п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол - вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок - тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается. Шею не напрягать.

10. Перекаты. И. п.: правая нога впереди, левая - на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на правой ноге - вдох. Выпрямить тело, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на левой ноге - вдох. Между вдохами осуществляется пассивный выдох. Вы­полнить упражнение 8 раз без остановки. Поменять ноги.

11. Танцевальные шаги. И. п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене до уровня живота правую ногу, слегка приседая на левой ноге - вдох. Вернуться в исходное положение - пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, - вдох. Выдох осуществляется свободно после каждого вдоха.

III. Формирование речевого дыхания.

Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и уд­линенным выдохом. В момент речи число дыхательных дви­жений вдвое меньше, чем при дыхании без речи, при этом увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (при­близительно в три раза), усиливая давление воздушной струи.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя обучение умению распределять выдох в процессе речи и осуществлять «добор» воздуха в процессе речи.

Распределение выдоха в процессе речи заключается в формировании умения сознательно делить объем выдыхае­мого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределе­ние выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи - синтагмы.

Упражнения по формированию умения распределять выдох сначала проводятся с использованием слогов. Для этого используется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных звуков - сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными звуками. Слоги произносятся на одном дыхании громко, отрывисто и равномерно. Постепенно количество произносимых на одном выдохе слогов увеличивается.

Затем упражнения на распределение воздуха проводятся на материале слов, словосочетаний, фраз. Каждое увеличение цепочки на одно слово отрабатывается в течение 1 дня. Увеличение количества слов можно произ­водить ежедневно.

В процессе работы над дыханием необходимо научить ребенка быстро, энергично, а главное, незаметно для слуша­телей добирать новую порцию воздуха , пополнять его запас при каждой удобной паузе. Тренировочные упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем «добор» воздуха тренируется на материале стихотворений. Добирать новую порцию воздуха необходи­мо после каждой строки, сохраняя связность текста. Для самоконтроля ладонь пациента должна находиться в области диафрагмы, ощущая ее движение при вдохе и выдохе.

При подборе речевого материала необходимо учитывать осо­бенности произношения пациента, исключая дефектно произносимые звуки. Постепенно в речевой материал необходимо включать сти­хотворные тексты, которые должны сопровождаться членени­ем на паузы сначала после произнесения одной строчки, за­тем - двух, далее - куплета на одном выдохе.

При отработке речевого дыхания на материале скорогово­рок и стихотворных текстов сначала необходимо хорошо их вы­учить. Только после этого можно переходить к тренировочным упражнениям.

Таким образом, формирование речевого дыхания является необходимой составной частью логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения.

Контрольные вопросы и задания :

1. Составьте сравнительную характеристику физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

2. Определите специфику логопедической работы по формированию фиксированного и форсированного выдохов.

3. Охарактеризуйте основные направления логопедической работы по формированию речевого дыхания.

Выводы по содержанию главы :

1. Произносительная сторона речи характеризует фонетическое оформление речи и включает в себя комплекс речедвигательных навыков, характеризующих особенности артикуляции звуков речи, речевое дыхание, являющееся энергетической основой произношения, голосообразование, определяющее акустические характеристики речи.

2. Речевой звук (фонема) является единым комплексом акустико-артикуляционных признаков. Следовательно, система логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения должна включать в себя не только развитие артикуляционных возможностей ребенка и постановку артикуляции звука, но и совершенствование фонематического слуха как основу устойчивого акустического эталона фонемы.

3. Реализация произносительной стороны речи становится возможной при условии слаженной, координированной работы как центрального, так и периферического отделов речевого аппарата, включающего в себя дыхательный, голосовой и артикуляционный отделы. Они в свою очередь выполняют фонаторную, фонационную и артикуляционную функции.

4. Формирование произносительной стороны речи в онтогенезе происходит на основе развития артикуляционных возможностей ребенка и усвоения системы фонологических противопоставлений фонем по их акустическим и артикуляционным признакам.

5. Нарушения звукопроизношения включают в себя замены, смешения, пропуски и искажения звуков мономорфного или полиморфного характера. Уровень нарушенного произношения определяется умением произносить звук в составе различных речевых единиц.

6. Методика исследования состояния произносительной стороны речи включает в себя исследование состояния звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции, а также слоговой структуры слова.

7. Процесс коррекции нарушений звукопроизношения опирается на закономерности формирования речевых звуков в онтогенезе, осуществляется поэтапно и включает в себя подготовительный этап, постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков речи.

8. Подготовительный этап коррекции звукопроизношения нацелен на формирование необходимых для постановки звука артикуляторных позиций и акустических представлений о звуке. Развитие фонематического слуха и акустических представлений о звуке осуществляется с опорой на онтогенетическую последовательность формировании фонологических противопоставлений и включает в себя сравнение звукового состава слов-паронимов в контексте предложений и словосочетаний, выделение звука из состава слов, слогов и звукового (фонемного) ряда.

9. Постановка звука осуществляется индивидуально посредством подбора наиболее подходящего способа. Поставленный звук вводится в состав слогов различной слоговой сложности, а затем автоматизируется в составе слов, словосочетаний и предложений. Автоматизация звука считается законченной в том случае, если звук употребляется правильно во всех видах речи (сопряженной, отраженной, ритмизированной, самостоятельной).

10. Этап дифференциации звуков речи является необходимым в случае нарушения или неточного усвоения артикуляционно-акустических признаков звуков, что в произношении выражается в их заменах и смешениях. Данный этап осуществляется при условии полной автоматизации каждого из оппозиционных звуков. Их дифференциация производится на основе анализа сходств и различий характерных артикуляционно-акустических признаков звуков, предъявляемых на слух в чистом виде, в составе слогов, слов, словосочетаний и предложений.

11. Коррекция сложных нарушений звукопроизношения осуществляется на основе учета структуры речевого дефекта. Последовательность постановки звуков определяется их артикуляционной сложностью, акустической близостью, возможностью использования в качестве опорного звука для постановки остальных нарушенных, а также частотой встречаемости в активном словаре.

12. Формирование речевого дыхания является необходимой составной частью логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения и включает в себя развитие диафрагмального типа дыхания, фиксированного и форсированного ротовых выдохов, умения распределять выдох во время речи и осуществлять «добор» воздуха.

«Бульбульки».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

«Волшебные пузырьки».

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«Дудочка».

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«Лети, бабочка».

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 4 яркие бумажные бабочки (желтая, оранжевая, малиновая, золотая)

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

«Воздушный шарик»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры сделайтеигрушку-вертушку из бумаги.Предлагаем подуть ребенку на вертушку так, чтоб она закрутилась. Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Замело елочку».

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: елочка,снег(из пенопласта), коктельная трубочка

Ход игры: Ребенку предлагается подуть на пенопласт через трубочку так, чтобы елочка покрылась снегом.Посмотри какая у нас красивая елочка, а снега на ней совсем нет! Давай подумаем на снег так, чтобы он покрыл нашу елочку.

«Горох против орехов» ЦЕЛЬ: чередование длительного плавного и сильного выдоха.

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2-З горошины и 2-З ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

«Мельница»

Цель: формирование плавного, сильного, длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: ветряная мельница

Ход игры: Ребенку предлагается подуть на ветряное колесо так, чтоб оно завертелось.Какая солнечная сегодня погода, но к сожалению безветренно, а для того чтобы работала наша мельница, нужен ветер.. Давай с тобой изобразим его.

«Гонки»

Цель: формирование плавного, длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: парусник на колесах, машина, квадроцикл

Ход игры: Педагог показывает ребенку машинки и предлагает поиграть с ними. Транспорт ставится на ровную поверхность, на линию старта. Сначала взрослый показывает, с какой силой нужно дуть на машину, чтобы они укатился на противоположный конец стола. Затем предлагаем ребенку подуть на транспорт. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: чья машина быстрее придет к финишу.

«Ароматные коробочки»

Цель: тренировка носового вдоха, распознавание запахов. Оборудование: 3 пары коробочек с запахами(мандарина, чая, гвоздики)

Ход игры: Ребенку даются 3 коробочки с разными запахами, которые предлагается понюхать и найти им пару соответствующего запаха.

«Птички (бабочки)»

Задача : укрепить мышцы губ, развить напра в ленную воздушную струю.

Оборудование : фигурки птичек или бабочек, в ы резанные и ярко раскрашенные.

Описание . «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигу р ку по поверхности стола. Перед началом игры дел а ется один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.

"Бегемотик"

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик опускается (выдох) .

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

«Расти, пена!»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

Обними себя

Стоя, ноги ан ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, кисти повёрнуты вперёд, пальцы разведены.

  1. Сделать глубокий вдох.
  2. Молниеносно скрестить руки перед грудью так, чтобы кисти хлестнули по лопаткам.
  3. Плавно и медленно вернуться в и.п., делая глубокий медленный вдох.

Развитие речи в раннем детстве – это сложный процесс. Задержки, нарушения овладения родным языком могут быть обусловлены сбоями в процессе речевого дыхания. Поговорим о том, что такое правильное речевое дыхание, как его развить в детском возрасте.

Что такое речевое дыхание

Особенности речевого дыхания изучались многими известными физиологами. По мнению Е.Н. Малютина, В.Г. Ермолаева, Ю.Парова, во время фонации напрягаются не только мышцы гортани, но и легкие, мускулатура брюшного пресса, грудная клетка выдвигается вперед. Трубчатая носоглотка становится твердой, так как легкие ее раздувают, подавая туда воздух для звукообразования. Тонус дыхательной мускулатуры регулирует силу звука.

Вдох для начала звукопроизношения делается коротко, глубоко, потом следует небольшая пауза, на выдохе происходит фонация. Физиологическая респирация производится через нос. Речевая – через рот и нос .

От длины выдоха зависит продолжительность фразы. Речевой дыхательный цикл вдвое длиннее, чем физиологический . Во время фонации человек, в норме, делает до 10 вдохов в минуту и столько же выдохов. При физиологическом – до 20.

Объем выдыхаемого воздуха во время звукопроизношения составляет около 1500 см³, при физиологическом – 500 см³.

Особенностью речевого дыхания является то, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, членение фразы на смысловые единицы. Человек вдыхает воздух для продолжения монолога рефлекторно, но опираясь на внутренне ощущение законченности высказывания, делая паузы.

Таким образом, речевое дыхание – это условно рефлекторный, произвольный процесс. Его развитие идет параллельно с развитием речи.

Развитие речевого дыхания у детей

Неправильно развитое речевое дыхание мешает овладению техникой говорения. Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации – это делает речь непонятной, скачкообразной. У него нет возможности произнести единую плавную лингвистическую конструкцию.

По этой причине, лечение различных логопедических проблем у дошкольников стоит начинать с развития правильной речевой респирации.

Коррекционная работа состоит из следующих этапов:

  1. Формирование вдоха и озвученного длительного выдоха.
  2. Постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно.
  3. Развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз
  4. Развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.

Перед логопедом, педагогом ставятся следующие задачи по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста:

  • Укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата.
  • Нормализовать звукопроизношение.
  • Научить контролировать процесс речи.
  • Добиться полного усвоения навыков правильного дыхания.
  • Увеличить количество произносимых на выдохе слов.

Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.

Уроки по формированию навыков респирации должна проводиться по следующим правилам:

  • Проводите занятия в хорошо проветренном помещении
  • Проводите тренировку до еды за 30 минут – 1 час
  • Занимайтесь не менее 3 раз в день по 10 минут
  • Начинайте тренировки с одного упражнения, увеличивая нагрузку постепенно от одного урока до другого. Добавляйте не только новые тренажеры, но и увеличивайте время выполнения одного задания
  • Первый занятия можно проводить лежа.
  • Контролируйте вдох и выдох ладонью, положив ее на диафрагму.
  • Следите за глубиной дыхания, слишком глубокий вдох делать не рекомендуется. Плечи, шея должны оставаться статичными при вдохе.
  • Переходите к новым тренажерам только в том случае, если дошкольник усвоил предыдущие материал.
  • Не перенапрягайте ребенка. Старайтесь построить занятия дружелюбно, весело, заинтересуйте дошкольника.
  • Игры и упражнения на развитие речевого дыхания должны соответствовать возрасту ребенка.

Упражнения

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания следует отбирать соответственно этапу коррекционной работы.

На I этапе можно освоить следующие задания:

Шарик

Цель: натренировать силу вдох-выдоха.

Исходная позиция: стоя или сидя.

Как выполнять: дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление нем. Повторить упражнение несколько раз.

Задуй свечку

Цель: научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно, плавно.

ИП: сидя на стульчике.

Как выполнять: дошкольник набирает воздух в легкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). Выдох производится медленно и плавно.

После 3 -4 занятий, попросите ребенка проговаривать во время выдоха: “ФУ…..”

Используйте любые игрушки, раздаточные материалы для занятий по развитию речевого дыхания.

На II этапе:

Трубач

Цель: обучения навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.

ИП: сидя за столом.

Выполнение: поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом, длинный выдох и трубить: “У-У-у…”. Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше всех будет дудеть.

Пение

Пропевание различных звуков, состоящих из 1, 2, 3 фонем с разной силой, высотой, тембром на выдохе. Например, для начала пойте только одну гласную, затем слоги: га, ма, ду, ро и т.д.

Экспериментируйте с интонацией, просите малышей петь жалобно, радостно, громко, тих, шепотом.

На III этапе:

Обучение произношению небольших слов во время выдохе. Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, рок, слог и т.д. Затем короткие слова: мама, папа и т.д.
Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, скороговорки.

Самое важное – научить ребенка звукопроизношению на выдохе.

На IV этапе:

Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации самый сложный. Здесь дошкольник будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и лингвистические смысловые отрывки, делая вдох.

Как выполнять: делаем глубокий вдох через рот, выдох – начинаем рассказ. Произносим не менее 3 фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.

Игры

Дидактические игры для развития речевого дыхания особенно интересны детям дошкольного возраста. Их можно проводить в помещении и на прогулке. Привлекать для участия взрослых и большие группы детей.

Вертушки

Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.

Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.

Горячий чай

Цель: формирование навыка длительного выдоха

Играем в группе, детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с “паром”. Попросите детей подуть на чашки.

Развитие речевого дыхания детей со стертой формой дизартрии.

Без правильного дыхания, для которого характерны короткий глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.
Это условие в большинстве случаев представляет трудность для многих детей, страдающих дизартрией. С такими детьми проводится целенаправленная работа, которая включается в проведении специальных дыхательных упражнений.

Цель дыхательных упражнений - увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Существует определенная система, которой желательно придерживаться при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.

Основные различия представлены в таблице.

Физиологическое (жизненное) дыхание

Речевое дыхание

Фазы: вдох - выдох -пауза

Фазы: вдох - пауза -выдох

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо

Назначение:

осуществление газового обмена

Назначение:

Речевой мелодики

Вдох и выдох через нос

Вдох и выдох через рот

Время,

затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5)

Выдох значительно длиннее вдоха

(1:2 или 1:3).

Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох

Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет

Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания.

Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздоровительной и утренней гимна ст ики, в физкультурные и музыкальные занятия, а в теплое время года - в прогулки.

Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения.

Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнерёберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

1. Вдох и выдох через нос

Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный.

Варианты:

Вдох через одну ноздрю - выдох через другую.

2. Вдох через нос, выдох через рот :

Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.

Варианты:

Вдох обычный - выдох с имитацией стона.

Вдох через одну ноздрю - выдох обычный.

Вдох толчками - выдох обычный.

Вдох обычный - выдох толчками.

Вдох толчками - выдох толчками.

Вдох обычный - выдох с усилением в конце.

3. Вдох через рот, выдох через нос

Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.

Варианты:

Вдох обычный - выдох с имитацией стона.

Вдох обычный – выдох через одну ноздрю.

Вдох обычный - выдох толчками.

Вдох толчками - выдох обычный.

Вдох толчками - выдох толчками.

Вдох быстрый - выдох медленный.

4. Вдох и выдох через рот

Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.

Варианты:

Вдох обычный - выдох с имитацией стона.

Вдох толчками - выдох обычный.

Вдох обычный - выдох толчками.

Вдох толчками - выдох толчками.

Вдох обычный - выдох с усилением в конце.

Примечание:

При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием,

поэтому одновременно тренируем и то и другое.

5. Комбинированный вдох

Задержка дыхания, выдох через нос.

Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).

Примечание:

При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.

После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков,

слогов, слов, предложений и фраз.

  1. Игры и упражнения

на развитие речевого дыхания без участия речи

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

  1. «Цветочек».

Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).

  1. «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе).

Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.

  1. «Узнай по запаху».

Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху сначала с открытыми глазами,

потом с закрытыми.

  1. «Свеча» («Задуй свечу»).

Сделать вдох.

По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло.

По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом.

Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги, фонарик, настольную лампу (дети дуют, логопед гасит лампу),

макет дома с «включенным светом в окнах» (дети дуют - «свет гаснет»).

  1. «Костер».

Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

  1. «Чей пароход (паровоз) дольше гудит?».

Каждому ребенку дать чистый пузырек (колпачок от фломастера, шприца и т.н.).

Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька.

Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.

  1. «Не разбуди игрушку».

Дети двигаются спокойным шагом под музыку в четырехдольном размере.

На первую-вторую доли - два коротких шага и вдох носом,

на третью-четвертую доли - остановка и долгий выдох.

  1. «Погрей руки».

Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.

  1. «Султанчик».

Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метелочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок,

на «хвостики» у девочек и т.п.

  1. «Листья шелестят».

Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке».

По сигналу «Подул ветерок»

дети плавно дуют на листики, так чтобы они отклонялись и шелестели.

  1. «Флажок».

Детям предлагается подуть на флажок сначала из тонкой цветной бумаги,

а затем из более плотной.

  1. «Чья птичка дальше у летит?».

Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят у самого края стола.

Двое детей садятся - каждый напротив своей птички - и по сигналу дуют на нее.

Продвигать птичек нужно на одном выдохе.

  1. «Покатай карандаш».

Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (шарик из ваты или фольги, колпачок от шприца, катушку от ниток и т.п.).

  1. «Трубочка».

Детям предлагают подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги, шарики из ваты или фольги и т.п., покатать катушку от ниток, колпачок от шприца и другие предметы, дуя на них через трубочку.

Задание усложняется путем увеличения расстояния от трубочки до предмета.

  1. «Бурлящая вода».

Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку.

Выдох должен быть ровный и длительный - тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

  1. «Пускание мыльных пузырей».

Чей пузырь будет летать дольше?

  1. «Снежинки летят».

На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки (бабочки, птички, перышки, бусинки, кусочки ваты, мелкие игрушки, фигурки акробатов и т.п.).

По сигналу «Снежинки летят» детям предлагается длительно подуть на них.

Под влиянием сильного выдоха снежинки «догоняют» друг друга.

  1. «Бабочки».

Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки тонкими нитками прикреплены к «полянке».

Дуть на бабочку можно только на одном выдохе.

По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т.д.

  1. «Кто спрятался за занавеской?».

Детям предлагается долго дуть на «занавеску» из тонкой бумаги, прикрепленную к стойке, - открыть занавеску и посмотреть, кто за ней спрятался.

  1. «Кто забьет больше голов?».

Дети задувают мячи - шарики из ваты (фольги) - в футбольные ворота.

  1. «Загони машину в гараж».

Через короткую трубочку дети задувают бумажные машины в гаражи.

  1. «Морские гонки».

Через короткую трубочку дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу.

Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, на «кораблики»

Половинки грецкого ореха с парусом.

  1. «Вертушки».

Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона или пластика. Размер

вертушки, форма и количество лопастей могут быть разными.

  1. «Надуй игрушку».

Детям предлагается надувать резиновые надувные игрушки, воздушные шары,

набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

  1. «Духовые инструменты».

Эти инструменты издают звуки, если в них правильно дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармошка).

Можно изготовить самодельные духовые инструменты из колпачков разных размеров от старых ручек и фломастеров.

  1. «Физкультурные свистки».

Чей свисток будет свистеть дольше?

  1. «Губная гармошка».

Пронзительный звук издает гармошка, сделанная из расчески, если дуть на нее через тонкую полоску бумаги.

Начинать следует с легких упражнений: задуть свечу или сдуть ватку с ладони с расстояния 12-20 см (расстояние можно постепенно увеличивать).

Надувать воздушные шары и резиновые игрушки можно только после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдоха.

Более трудной является игра на духовых инструментах.

Следует помнить: дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение (и даже головные боли), поэтому после каждого упражнения необходим отдых. В случаях появления головокружения занятия следует прекратить.

После того как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса.

на материале гласных звуков

Цель: Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Инструкция к выполнению.

Вдох через рот - быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

1. Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза): а, о, у, ы, э (шепотом, голосом).

2. Произношение двух гласных на одном выдохе (2-4 раза):

А - э, о - у, и - ы, э - и (шепотом, голосом).

3. Произношение трех гласных на одном выдохе (2-4 раза):

А-э~о,о-у-и,о-у-а, о-э-ы, а-у-о (шепотом, голосом).

4. Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза):

А-э~о-у,а-о-у-э,о-у~а-и,а-о~у-э (шепотом, голосом).

5. Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом.

6. Произношение гласного ряда на одном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом.

7. Произношение гласных в звукоподражаниях

Музыкальным инструментам - труба гудит: у-у-у-у-у;

Предметам - кукла Ляля плачет: уа-уа-уа; пароход гудит: у-у-у-у-у;

Животным - медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у;

Явлениям природы ~ ветер (вьюга) воет: у-у-у;

Людям - девочка плачет: а-а-а.

8. «Эхо».

Детей распределяют на две группы.

Первая группа вместе с логопедом громко произносит гласные звуки (а, о, у)

или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи).

Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их.

Затем группы меняются ролями.

9. «Вьюга». Перед детьми - сюжетная картина «Вьюга».

По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у.

По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-У-У.

По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса.

По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки:

горизонтальное движение - дети говорят тихо,

10. «В лесу». Детям предлагают картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания.

Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит: «О-о-о!». Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют.)

Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: «Ау, ау, ау!».

Давайте поможем Пете. (Дети повторяют.) Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята.

А потом они поехалина поезде домой. Поезд гудел: «У-у-у!». (Дети повторяют.).

11. «Ауканье». Логопед говорит детям: «Представьте, что вы пришли в лес собирать цветы. Некоторые ушли далеко.

Надо позвать их, поаукаться (складывает руки рупором и произносит слово "ау")».

Логопед делит детей на две группы.

Первая группа произносит ау тихо, а вторая, находящаяся далеко, - громко, протяжно.

согласных звуков

Цель : Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

Инструкция к выполнению .

Произношение согласных идет на одном выдохе,

сначала с беззвучной артикуляцией, затем - громко.

Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечать время счетом.)

  1. Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.
  2. Произношение двух согласных на одном выдохе: ф - с, с - ш, ш - с, х - ф и др.
  3. Произношение трех согласных на одном выдохе: ф - с - ш и др.
  4. Произношение четырех согласных на одном выдохе: ф-с-ш-хпщ>.
  5. Произношение согласных в звукоподражаниях предметам

(зазвонил телефон: з-з-з-з-з", ревет трактор: р-р-р-р-р-р; качает насос: ш-ш-ш-ш-ш-ш; сдувается шарик: с-с-с-с-с; паровоз выпускает пар: ш-ш-ш-ги-ш;

из крана течет вода: с-с-с-с-с);

животным (мышонок шуршит: ш-ш-ш-ш-ш; тигр рычит: р-р-р-р-р;

комар (оса) летит: 3-з-з-з-з; жук жужжит: ж-ж-ж-ж-ж; змея шипит: ш-ш-ш-ш-ш;

злая собака рычит: р-р-р-р-р);

явлениям природы (лес шумит: ш-ш-ш-ш-ш; воет вьюга (ветер): в-в-в-в-в);

людям («не шумите» - тс-с-с-с).

  1. «Трубач». Сидя, медленно выдыхая, громко произносить: пф-ф-ф.

Повторить 4-5 раз.

  1. «Каша кипит». Сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди.

Втягивая живот - вдох, выпячивая живот - выдох.

Выдыхая, громко произносить: ф-ф-ф-ф-ф (3-4 раза).

  1. «На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой.

Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох. Выдыхая, произносить: ф-ф-ф-ф-ф (3-4 раза).

  1. «Ежик». Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади,

согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди - медленный выдох на звуке ф-ф-ф-ф-ф.

Выпрямить ноги - вдох (4-5раз).

  1. «Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки опущены.

Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны - назад

(в спине прогнуться, смотреть вперед)

Медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш-ш, выпрямиться - вдох (5-6 раз).

  1. «Шар лопнул». Ноги слегка расставить, руки опустить вниз.

Разведение рук в стороны - вдох.

Хлопок перед собой - медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш-ш (5-6 раз).

  1. «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища.

Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с-с-с (руки скользят вдоль туловища) (6-8 раз).

  1. «Семафор». Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны - вдох, медленно опускать вниз - длительный выдох на звуке с-с-с-с-с (3-4 раза).
  2. «Регулировщик». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч,

одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить: р-р-р-р-р (5-6 раз).

  1. «Лыжник». Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни.

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минут.

На выдохе произносить: м-м-м-м-м (5 раз).

  1. «Дует ветер». Дети водят хоровод.

Логопед сопровождает движение рассказом: «Утром дети идут в детский сад.

Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в-в-в.) Вечером дети идут домой.

Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: В-В-В-В-В (произносится громко).

Как дует сильный ветер?». (Дети громко повторяют.)

  1. Дыхательно-голосовые игры и упражнения

на материале слогов

Цель:

Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

Инструкция к выполнению :

Произнесение слогов сначала на шепоте, затем громко на одном выдохе.

Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется прием наращивания слогов, т.е. сначала дается один слог, потом два, три и т.д.

  1. Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными:

па, па-па, па-па-па, па-па-па-па;

пап, пап-пап, пап-пап-пап, пап-пап-пап-пап;

апа, апа-апа, апа-апа-апа, апа-апа-апа-апа.

  1. Повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными:

та-па, ти-пи, то-по;

та-па-ва, ти-пи-ви, то-по-во;

та-па-ва-ка, ти-пи-ви-ки, то-по-во-ко.

  1. Повторение слогов с разными гласными и одинаковыми согласными:

па-пу, па-па-пу-пу, па-па-па-пу-пу-пу;

па-по, па-попу, па-по-пу-пы;

па-по, па-по-па-пу, па-по-па-пу-па-пи;

па-по-пу, па-по-пи, па-по-па, па-по-пы;

па-по-по-по, пу-пи-пи-пи, по-пу-пу-пу, пэ-пе-пе-пе.

  1. Повторение слогов с разными гласными и разными согласными:

па-па-та, папа-то, па-па-ту, па-па-бу;

па-то-ту-пи, па-по-ту-ти, та-по-пу-ти, та-то-пу-пи;

па-то, па-то-ту, па-то-ту-пу.

  1. Произнесение слогов в звукоподражаниях:

музыкальным инструментам

(барабан: там-там-там, колокольчик: динъ-динъ-динь, дудочка: ду-ду-ду);

Предметам

(стучит молоток: тук-тук-тик, сигналит машина: би-би-би, идут часы: тик-так, тик-так, косит коса: вжик-вжик-вжик, фотографирует фотоаппарат: чик-чик-чик); животным (кошка: мяу-мяу-мяу, курица: ко-ко-ко, гусь: га-га-га);

явлениям природы (капает водичка: кап-кап-кап, булькает водичка: булъ-булъ-булъ); людям (укусила оса: ой-ой-ой).

  1. «Часики». Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.

Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить: тик-так.

  1. «Петух». Встать прямо, руки опущены.

Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам.

Выдыхая, произносить: ку-ка-ре-ку.

  1. «Паровозик».

Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая: чух-чух-чух.

  1. «Партизаны». Стоя, палка (ружье) в руках. Ходьба, высоко поднимая колени.

На 1-2 - вдох, на 6-8 - выдох с произнесением слова тиш-ш-ш-ше.

  1. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.
  2. «Лови мяч». Стоя, руки с мячом подняты вверх.

Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное ух-х-х-х (5-6 раз).

  1. «Вырасти большой». Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх,

хорошо потянуться, подняться на носки - вдох,

опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох.

Выдыхая, произносить: ух-х-х (4-5 раз).

  1. «Маятник».

Стоя, ноги на ширине плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, при наклоне - выдох, произносить: ту-у-у-у-ух (3-4 наклона в каждую сторону).

  1. «Гуси летят». Медленная ходьба в течение 1 -2 минут.

Поднимать руки в стороны - вдох, руки вниз - выдох, произносить: гу-у-у-у.

  1. «В зоопарке». Логопед предлагает вспомнить, кого дети видели в зоопарке, показывает картинки с изображением зверей и птиц, просит назвать их и сказать,

как они кричат, - тигр рычит: р-р-р, ворона каркает: кар-р-р, кар-р-р,

ежик фыркает: фр-р, фр-р, сорока трещит: тр-тр-тр и т.д.

  1. «Лесенка». Перед детьми на доске - картинка или макет лесенки.

По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.

«На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек.

На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла (дети произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав).

На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала

(дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу-мяу).

На третью ступеньку вскочил петух и громко запел (дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку). На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал

На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку (дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-з)».

  1. «Корова и телята». Детям предлагается сюжетная картинка «На лугу».

Они распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе:

«На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?».

Дети первой группы произносят низким голосом: му-му-му. Логопед обращается к детям второй группы: «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?».

Аналогично проводятся игры на звукоподражание другим животным.

  1. «Кто это?». Логопед держит в руке несколько картинок с изображением животных. Ребенок вытягивает одну картинку, так чтобы остальные дети ее не видели.

Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети угадывают, какое это животное.

  1. «К нам приехал паровоз».

Логопед. К нам приехал паровоз.

Дети. С чем?

Логопед. С коровами.

Дети. Му-му-му.

Логопед. С собаками, гусями, утками...

В зависимости от названного животного или предмета дети выполняют звукоподражания.

  1. «Волшебная палочка». Проговаривая слоги, ребенок следит за волшебной палочкой в руках педагога. Если логопед поднимает палочку вверх, следует быстро закрыть рот.

Цель: Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Инструкция к выполнению:

Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно.

Произнесение слов можно сопровождать дирижированием, т.е. движениями руки в такт проговаривания.

  1. Произнесение ряда слов на одном выдохе:

папа, папа, пока;

папа, пока, кипа;

папа, пока, кипа, пика и т.д.

  1. Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе):

Понедельник; понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т.д.

  1. Перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.
  2. Перечисление времен года: зима; зима, весна; зима, весна, лето; зима, весна, лето, осень.
  3. «Этажи». Детям предлагается представить, что они шагают вверх по этажам, приговаривая: «1-й этаж, и 2-й этаж, и 3-й этаж» и т.д. Кто поднимется выше?
  4. «Позовем животных».

Логопед показывает картинки, на которых изображены животные, и предлагает подозвать их.

Дети подзывают животных, произносят междометия или клички животных.

Например, кошку: кис, кис, кис; корову: Майка, Майка, Майка;

щенка: Шарик, Шарик, Шарик и т.д.

Подзывают животных ласково, доброжелательно, призывно, многократно повторяя слова.

  1. «Кто за кем или зачем следует?».

Логопед подбирает предметы и игрушки (три-четыре), ставит на стол, предлагает осмотреть на них и сказать, что зачем стоит.

Дети называют предметы, перечисляя их на одном выдохе.

Затем порядок предметов меняется, некоторые добавляются или убираются.

Дети произносят названия предметов группами или по одному (на одном выдохе). Вариант игры. Произнесение предметов по памяти, что за чем стояло на одном выдохе.

  1. Упражнение на счет.

И.п. - встать, лечи развернуть, голову держать прямо, дну руку положить на диафрагму, другую - на ребра (для контроля).

Глубокий дох на счет 1-2 (про себя), задержка дыхания на счет 1 (про себя),

плавный выдох на счет 1-10 (вслух).

Затем добирать воздух и продолжать счет до 15, опять добирать и считать до 20, 25, 30. (Считать надо спокойно, ровно, не снижая голоса, так чтобы в легких всегда оставался запас воздуха.)

упражнения на материале предложений, фраз

Цель: Тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.

Инструкция к выполнению :

Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе.

Проговаривание может сопровождаться движениями рук.

Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные фразы.

  1. Произнесение фразы с постепенным усложнением.

Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу.

Первый ребенок повторяет фразу, дополняя ее одним словом, второй - еще одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.

Логопед произносит короткую фразу: «Саша любит», подставляет игрушку.

Ребенок повторяет фразу, дополняя ее названием игрушки: «Саша любит дудочку».

Логопед подставляет еще одну игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее еще одним словом: «Саша любит дудочку и мяч» и т.д.

«Цветы». Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их.

Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».

  1. Ответы на вопросы. (Полные ответы произносятся на одном выдохе.)

Какой сегодня день недели? (Сегодня...)

Какой завтра день недели? (Завтра...)

Какой день недели был вчера? (Вчера...)

Сколько всего дней в неделе? (В неделе семь дней: понедельник...)

Какой первый месяц зимы? (Первый месяц зимы - декабрь.)

Дорогие мои читатели, рада видеть вас снова! Рубрика «Развивашки» продолжает помогать готовиться к школе. Сегодня тема нашего разговора – развитие речевого дыхания. Вообще, упражнениям на правильную постановку речи мы с вами уделяем немало времени, и это неудивительно. Ведь от того, насколько будущий первоклассник будет внятно и грамотно говорить, как сильно и красиво будет звучать его речь, во многом зависит, насколько он будет успешен в школе.

План урока:

Чем отличается речевое дыхание от физиологического?

Если вы считаете, что речевое дыхание – это то же самое, что и обычное физиологическое, то вы ошибаетесь.

Как мы дышим с первых дней нашей жизни? Непроизвольно! Физиологическое дыхание нужно нам для газообмена и поступления в организм так жизненно необходимого нам кислорода. Вдыхаем и выдыхаем через нос с некоторым промежутком – паузой, при этом обычные неконтролируемые нами вдохи-выдохи по продолжительности равны.

Как же тогда устроено речевое дыхание и как зависит от дыхательного процесса речь? Всё просто.

Речь – это выплывающие вместе с воздушным потоком из нас звуки. При этом при разговоре воздух выходит из лёгких не только через нос, как мы привыкли, а ещё и через гортань, ротовую полость и глотку.

Кроме того, вдох и выдох при речевом дыхании совсем не равны между собой, как это может показаться на первый взгляд. Выдох, на котором мы произносим звуки, гораздо длиннее. Если сравнить, то соотношение длительности вдоха-выдоха, то при обычном дыхании, как вы уже поняли, 1:1, а вот при речевом — 1:20. Чувствуете разницу?

Что мешает речевому дыханию и зачем его развивать?

Речевое дыхание детей отличается от аналогичного у взрослых, так как детская дыхательная мускулатура развита ещё слабо, да и объем лёгких маловат. Многие дошкольники, вплоть до подготовительной группы детсада, пользуются верхним грудным, когда их вдох сопровождается поднятием плеч. Замечали, бывая на утренниках?

Когда именно так, ключично-грудным способом, дышит человек, у него активно занята лишь верхняя часть лёгких, а главная дыхательная мышца, называемая диафрагмой, «филонит», не давая звуку опоры. При диафрагмальных вдохах-выдохах, которыми замечательно владеет большинство взрослых, поступление и выход воздуха происходит под сокращением диафрагмы. Вот такое дыхание и является залогом успешной постановки голоса.

Из-за различий в дыханиях, физиологическом и речевом, ключично-грудном и диафрагмальном, начинаются трудности, так как для неразрывной речи обычного физиологического зачастую нам не хватает. Ребёнку не хватает воздуха, чтобы окончить фразу, перед каждым словом он набирает полные лёгкие, чтобы успеть справиться и закончить то, что он хочет сказать, захлёбываясь собственной речью.

Дети нередко говорят непосредственно на вдохе либо, наоборот, на остаточном выдохе. И в результате мы имеем скачущую громкость, от шёпота до крика, неплавную речь, в которой даже и «не пахнет» мелодичностью, и полное отсутствие выразительности с полусъеденными словами.

Всё это говорит об отсутствии контроля речевого дыхания, нерациональном расходовании воздушной массы, а ведь речь требует постоянных дыхательных запасов и регулярного их пополнения.

Потому-то уже в старшей группе детского сада логопеды начинают активно заниматься с детьми и исправлять нарушения речи, чтобы придя в 1 класс, школьник с правильно поставленным речевым дыханием мог изменять громкость своей речи, говорить плавно и с выражением, делая короткие глубокие вдохи и рационально распределяя воздух на выдохе вместе с произносимыми им звукосочетаниями.

Для развития речевого дыхания логопедами на занятиях в старшей и подготовительной группах детсада используется много игр, которые не только приучают правильно дышать, но и улучшают осанку детей, укрепляют мышцы брюшного пресса, способствуют работе кровеносной и нервной систем. И все они, в первую очередь, направлены на развитие диафрагмы.

Как научиться дышать?

Обучение речевому дыханию направлено на формирование правильного выдоха. И начинают это с приучения дышать диафрагмой, чтобы натренировать брюшные и диафрагмальные мышцы и овладеть умением регулировать вдох-выдох, создавая опору звукам.

И не забудьте! Занятия на развитие речевого дыхания делаются в полуголодном состоянии, так как делать упражнения на «речевой пресс» с наполненным до отвала животом некомфортно.

Упражнения на развитие диафрагмального дыхания.

Начинаем учиться дышать правильно – «животом» (хотя так говорить и ошибочно, ведь лёгких в животе нет, но именно мышцы живота при этом напрягаются), и доводим это умение до автоматизма.


Игры на формирование выдоха.

Когда мы научились без раздумий дышать только животом, накачав брюшную мышцу и наполняя лёгкие воздухом «до отвала», можно приступать контролировать расход воздуха, обеспечивая опору звукам при помощи долгого выдоха.


Упражнения на звуки.

Когда в старшей группе ребёнок осваивает все основные приёмы правильного дыхания и длинного выдоха, в подготовительной группе логопеды включают упражнения на развитие непосредственно речевого дыхания. Ведь всё, ему учили до этого, было подготовкой.

  • Произносим сочетания на выдохе, предварительно набрав полные лёгкие воздуха. Для тренировки можно взять любые типа «ба, баа, бабаба, бабабаба…».
  • Считаем, как от одного до…., увеличивая каждый раз количество цифр, так и в обратном порядке.
  • Перечисляем на долгом выдохе дни недели, названия месяцев, овощи-фрукты.
  • Читаем считалочки, делая в конце каждой строки вдохи.
  • Читаем стихи. Логопеды рекомендуют пользоваться для развития речевого дыхания четверостишья Агнии Барто.

А для продвинутых младших школьников, которые уже научились читать, и всё умеющих родителей – отдельное задание. И вас проверим, насколько вы умеете пользоваться своей диафрагмой. Вот вам стихотворение про дом, который построил Джек. Каждую строфу – без передышки и добора воздуха, на одном дыхании. Поехали!

Получилось? Ай да молодцы! Теперь вы точно знаете, что с вашим речевым дыханием все в порядке. Ну а теперь может займемся ? Или , например?

Нет, давайте сначала мультик посмотрим про того самого Джека, который построил дом...